Договоры ОАО «Архэнергосбыт» соответствуют действующему законодательству

30.12.2015 г.

ОАО «Архэнергосбыт» рассмотрело письма УФАС по Архангельской области от 21.12.2015г. № 02-03/7162 и от 22.12.2015г. № 02-03/7171. По мнению ведущих юристов ОАО «Архэнергосбыт», некоторые выводы УФАС в указанных письмах не соответствуют, а в отдельных аспектах противоречат действующему законодательству РФ.

В частности, законодательство Российской Федерации об электроэнергетике в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26.03.2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об электроэнергетике и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

В целях совершенствования договорной работы с юридическим лицами на период договорной компании 2016 года ОАО «Архэнергосбыт» (далее – Общество) 23 ноября 2015 года были утверждены новые формы договоров, обеспечивающие снабжение потребителей электрической энергией.

В соответствии со статьёй 539 Гражданского кодекса РФ: по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

ОАО «Архэнергосбыт» не имеет в собственности или на ином законном основании электрических установок (за исключением собственного электропотребления) и электрических сетей. Соответственно, отсутствуют присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (абонентов) к сетям (электроустановкам) ОАО «Архэнергосбыт» и возможность заключать с потребителями договоры энергоснабжения в отсутствие присоединённой сети.

Так в соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике под гарантирующим поставщиком электрической энергии понимается коммерческая организация, обязанная в соответствии с указанным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

В этой же статье ФЗ «Об электроэнергетике» раскрыто понятие двустороннего договора купли-продажи электрической энергии – это соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию, соответствующую обязательным требованиям, в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.

Таким образом, исходя из заложенных принципов иерархичности законодательства, а также подчиняясь установленным в законодательстве принципам значимости (главенства) федеральных законов над постановлениями Правительства РФ, ОАО «Архэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком, полностью исполняет федеральное законодательство в части соблюдения всех существенных условий в предлагаемых для заключения потребителям формах договоров.

Согласно пункту 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры). Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.

А учитывая то обстоятельство, что предлагаемые для потребителей формы договоров содержат в себе элементы нескольких договоров, полагаем, что называть предлагаемые для заключения формы договорами купли-продажи или энергоснабжения не будет соответствовать их сути и будет противоречить нормам действующего законодательства. Данный вывод полностью корреспондируется с пунктом 3 статьи 421 ГК РФ относительно форм смешанных договоров, заключаемых между сторонами и названий заключаемых договоров. Предлагаемые ОАО «Архэнергосбыт» формы заключаемых договоров содержат все существенные условия, установленные законодательством для договоров данных видов.

Кроме того, пунктом 5 статьи 38 Закона об электроэнергетике установлено, что в отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.

При этом, договор между потребителем и гарантирующим поставщиком, который содержит условия об обязанности гарантирующего поставщика заключить в интересах потребителя договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией по своей правовой природе является смешанным договором, указанным в пункте 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике, и не может быть договором энергоснабжения по смыслу статьи 539 Гражданского кодекса РФ, в силу прямого запрета закона на владение гарантирующим поставщиком электрической сетью.

Поименование же сторонами такого смешанного договора как договора купли-продажи электроэнергии или договора поставки электроэнергии или договора электроснабжения или договора энергоснабжения и т.д. (равно как отсутствие названия у такого договора) не может изменить правовую природу данного договора и превратить его в договор по которому энергоснабжающая организация продает энергию через энергопринимающие устройства абонента (потребителя), присоединенные к сетям энергоснабжающей организации.

Федеральный закон от 26.03.2003г. №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» запрещает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

Однако названный Федеральный закон устанавливает исключения из указанных ограничений. В частности, такое исключение установлено для территориальных сетевых организаций в случае, если им в установленном законодательством Российской Федерации порядке присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

Запрет на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии не распространяется также на хозяйствующих субъектов, функционирующих в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, в условиях отсутствия или ограничения конкуренции, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих эксплуатацию объектов электроэнергетики, технологически не связанных с Единой энергетической системой России или технологически связанных с ней исключительно через электроэнергетические системы иностранных государств.

В подтверждение установленного Федеральным законом от 23.03.2006 №36-ФЗ запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности со стороны ФАС России решениями от 23.07.2015 (копии прилагаются) ЗАО «Межрегионсоюзэнерго» было отказано в приобретении прав, позволяющих осуществлять функции исполнительного органа акционерного общества «Электросеть» (место нахождения: г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 57, корп. А, помещение 5) и в отношении ОАО «Архангельские электрические сети» (место нахождения: г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 101, офис 311).

В рамках предлагаемых договоров гарантирующий поставщик принимает на себя обязательство от своего имени, но в интересах и за счет потребителя урегулировать отношения по передаче электрической энергии с сетевой организацией, в т.ч. по вопросам качественного и надежного снабжения электрической энергии объектов потребителя, определения объемов и стоимости оказанных услуг.

Как указывает УФАС по Архангельской области, Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004г. №861) определено, что энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии являются потребителями услуг по передаче электрической энергии. При этом законодательство не обязывает гарантирующего поставщика выступать в отношениях с потребителями от имени сетевой организации и исполнять обязанности сетевой организации перед потребителем. Одновременно законодательство не обязывает гарантирующего поставщика за свой счёт урегулировать отношения по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены электроустановки потребителей. Это полностью корреспондируется с нормой статьи 37 Закона об электроэнергетике об обязанности поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.

Кроме того, гарантирующим поставщиком ОАО «Архэнергосбыт» в адрес территориальных сетевых организаций направлены для заключения договоры, предметом которых является урегулирование взаимоотношений сторон по покупке сетевыми организациями у гарантирующего поставщика электрической энергии с целью компенсации потерь в электрических сетях, а также оказание сетевыми организациями Потребителям, указанным в Приложениях № 3, № 4 и № 5 к указанным договорам, услуг по передаче электрической энергии от точек поставки (покупки) до точек поставки (продажи) на розничном рынке.

В Приложениях №3, 4, 5 к указанным договорам с сетевыми компаниями определены категории потребителей, которым сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии. В Приложении №3 указан перечень потребителей, с которыми у гарантирующего поставщика заключены договоры купли-продажи электрической энергии (мощности). В Приложении №4 указан перечень потребителей, от имени, в интересах и за счет которых гарантирующим поставщиком урегулированы отношения по передаче электрической энергии с сетевыми организациями. В Приложении №5 указан перечень потребителей, в интересах и за счет которых гарантирующим поставщиком от своего имени урегулированы отношения по передаче электрической энергии с сетевыми организациями.

Таким образом, исходя из договоров, в том числе заключаемых с сетевыми организациями, ОАО «Архэнергосбыт» в соответствии с требованиями действующего законодательства в области электроэнергетики, соблюло все необходимые требования, предоставив как потребителю право самостоятельного урегулирования взаимоотношений с сетевыми организациями, так и посредством гарантирующего поставщика, право которому делегировано законодательством, при обращении к нему потребителя при заключении договоров.

В том числе исходя из соблюдения указанных норм законодательства РФ и приведения договоров в соответствие законодательству, ОАО «Архэнергосбыт» разработаны типовые формы договоров.

В соответствии с пунктом 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения), по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией (абзац 8 пункта 28 Основных положений).

Указанные выше выводы о возможности и условиях заключения договоров энергоснабжения исследовал и подтвердил в решениях от 15 июля 2015г. № АКПИ15-658 и от 20 апреля 2015г. № АКПИ15-200 Верховный суд РФ.

Таким образом, типовые формы договоров ОАО «Архэнергосбыт» соответствуют требованиям Закона об электроэнергетике, Основным положениям функционирования розничных рынков, утв. постановлением Правительств РФ от 05.04.2012 №442, а также пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861.

ОАО «Архэнергосбыт», являясь гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории области, осуществляет свою деятельность по снабжению потребителей электрической энергией в соответствии с тарифами, установленным для него Агентством по тарифам и ценам Архангельской области. Цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) состоят из: цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом и розничном рынках, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией. Расчеты за электроэнергию с потребителем производятся строго в соответствии с установленными тарифами.

В силу этого, гарантирующие поставщики, как коммерческие организации, действуют в интересах и за счет потребителей. Предположения же о том, что гарантирующие поставщики действуют в чужих интересах, но за свой счет и (или) за счет лиц, не дававших поручения урегулировать в их интересах отношения по передаче им электрической энергии, на нормах права не основаны.

Относительно доводов, касающихся отсутствия необходимости представления потребителями обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии в виде банковской гарантии, отмечаем следующее.

Формы, размещенные на сайте гарантирующего поставщика, являются типовыми и предлагаются к заключению всем потребителям.

Пунктом 6 ст. 38 Закона Об электроэнергетике предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и которые являются органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями».

Кроме этого, статьей 38 Закона об электроэнергетике установлено, что гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.

В настоящее время критерии, по которым потребителя можно отнести с категории, обязанной предоставить обеспечение, отсутствуют. Вместе с тем, в настоящее время Министерством энергетики Российской Федерации на официальном сайте в сети Интернет для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (http://regulation.gov.ru) размещён для общественного обсуждения размещён проект 02/07/12-15/00044893 «Об утверждении Правил предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате ресурсов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» во исполнение Федерального закона от 03 ноября 2015 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».

Хотя условие о предоставлении обеспечения исполнения обязательства и включено в типовую форму договора, это не устанавливает обязательность предоставления обеспечения потребителем в том случае, если по утвержденным Правительством РФ критериям он не будет относиться к таким потребителям. Следовательно, уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в адрес таких потребителей гарантирующий поставщик направлять не будет.

Данная норма типовых договоров является отсылочной, т.е. норма права излагается не полностью, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же нормативного правового акта.

Иными словами, обязательство по предоставлению независимой банковской гарантии, как способа обеспечения исполнения обязательства по оплате электрической энергии (мощности) будет возникать у потребителя только после вступления в силу принятого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта и при условии, что потребитель будет отвечать разработанным критериям. Включение в текстах предлагаемых для потребителей формах договоров условий относительно предоставления потребителями независимых банковских гарантий является правом гарантирующего поставщика и не противоречит нормам действующего законодательства в части формирования договорных обязательств сторон.

Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.

Более того, Общество, направляя потребителям новый договор, не навязывало никаких условий, а лишь воспользовалось своим правом приведения договоров в соответствие с изменившимися требованиями законодательства, которое изложено в п. 9.2. заключенных договоров, дающих право на заключение новых договоров. Кроме того, типовые формы таких (действующих) договоров, ранее размещенных на сайте гарантирующего поставщика, также ранее были представлены в УФАС для осуществления последним контроля за соответствием их законодательству.

Общество также не согласно с выводами относительно навязывания потребителям невыгодных контрагенту условий договора. Так, в частности, «навязыванием невыгодных контрагенту условий договора» является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для абонента.

О навязывании невыгодных условий договора также может свидетельствовать уклонение хозяйствующего субъекта от согласования спорных положений проекта договора, отклонение протокола разногласий. Указанная позиция изложена и на официальном сайте УФАС по Архангельской области.

С учётом изложенного, считаем, что типовые формы договоров

ОАО «Архэнергосбыт» полностью соответствуют действующему законодательству и направлены на защиту прав и законных интересов потребителей, пенсионеров и иных социально незащищенных категорий граждан, что еще раз подтверждает приверженность компании социальному курсу на территории Архангельской области.