Главы районов и чиновники от здравоохранения игнорируют распоряжение губернатора о подготовке к ОЗП 2015/2016 годов
Итоги прохождения отопительного сезона 2014/2015 годов и подготовка к предстоящей зиме стали основными вопросами состоявшегося 25 июня в правительстве Архангельской области заседания профильной межведомственной комиссии. Отметим, данный вопрос находится на особом контроле у главы региона Игоря Орлова с апреля 2015 года. Тогда, в рамках первого подобного совещания, врио губернатора обратил внимание областного министерства ТЭК и ЖКХ на то, что по-прежнему не наблюдается серьезного снижения задолженности организаций ЖКХ перед поставщиками ресурсов. Общая сумма долгов превышает 6 миллиардов рублей…
Именно тогда, 21 апреля по итогам совещания рукой губернатора было подписано постановление №82-рп «Об итогах прохождения отопительного периода 2014/15 года и о мерах по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области к отопительному периоду 2015/16 года».
В документе, имеющем в масштабах региона фактически силу закона, недвусмысленно указывалось следующее:
«5. Министерству здравоохранения Архангельской области: <…>
2) обеспечить финансирование подведомственных государственных учреждений Архангельской области в объемах, достаточных для оплаты коммунальных услуг в 2015 и 2016 годах;
8. Рекомендовать главам муниципальных образований: <…>
8) в период подготовки к отопительному периоду обеспечить:
- финансирование муниципальных учреждений в объемах, достаточных для оплаты коммунальных услуг, не допуская образования задолженности перед организациями жилищно-коммунального хозяйства;
9) принять меры организационного характера:
- по своевременной оплате предоставленных коммунальных услуг потребителями (населением и организациями Архангельской области);
- по ликвидации и сокращению задолженности потребителей перед ресурсоснабжающими организациями за потребленные топливно-энергетические ресурсы и недопущению увеличения просроченной задолженности».
Однако по прошествии двух месяцев стало очевидным, что для ряда руководителей областных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, а также для глав отдельных районов все рекомендации и требования губернатора, изложенные в официальном распоряжении, не более, чем пустой звук. Факты красноречивы. По состоянию на 24 июня задолженность за электроэнергию ГБУЗ АО «Няндомская ЦРБ» с учетом текущего долга за июнь - 306 701,44 руб.
Еще хуже положение дел в Коношском районе. Долг ГБУЗ АО «Коношская ЦРБ» по договору энергоснабжения - 899 603,12 руб. Одновременно с этим ГБУЗ АО «Коношская ЦРБ» имеет задолженность перед ОАО «Архэнергосбыт» по договорам уступки права требования долга в размере 3 434160 рублей. В том числе:
- за февраль 2015 года – 1 334 290 руб.;
- за апрель 2015 года – 1 166 960 руб.;
- за май 2015 года - 932 910 тыс. руб.
Эта задолженность образовалась у ГБУЗ АО «Коношская ЦРБ» перед местным МУП «Жилкомсервис» за услуги теплоснабжения за февраль-май 2015 года. Строго в рамках закона МУП «Жилкомсервис» уступило ОАО «Архэнергосбыт» право требования задолженности с ГБУЗ АО «Коношская ЦРБ» за указанные услуги в счёт погашения задолженности МУП «Жилкомсервис» перед ОАО «Архэнергосбыт» за электроэнергию.
Не могут своевременно платить за электроэнергию как сама ГБУЗ «Мезенская ЦРБ», так и филиал больницы в пос. Каменка: их суммарный долг составляет 425280,58 рублей (301665,59 и 123614,99 руб. соответственно).
Суммарная задолженность учреждений общего среднего и дополнительного образования, финансируемых из бюджета Вельского района (финансируемых очень плохо и крайне нерегулярно) – более двух миллионов рублей. Список школ-должников удручает: МБОУ «Солгинская СОШ 86», МБОУ «СШ 92 г Вельска», МБОУ «СОШ 2 г Вельска», МБОУ «СШ 3 г Вельска», МБОУ «СШ 4 г Вельска», МБОУ «ДОД Дом детского творчества», МБОУ «ДОД Детско-юношеский центр», МБОУ «Липовская ОШ 15», МБОУ «Благовещенская СШ 5», МБОУ «Судромская ОШ 13», МБОУ «Хозьминская ОШ 18», МБОУ «Угреньгская ООШ 10», МБОУ «Верхне-Устькулойская ООШ 24», МБОУ «Шунемская ОШ 19», МБОУ «Аргуновская ООШ 11», МБОУ «Пежемская СШ 14», МБОУ «Пакшеньгская ООШ 12», МБОУ «Тегринская ОШ 22», МБОУ «СШ 90 Кулой», МБОУ «ДОД Вельская ДШИ», МБОУ «Усть Вельская СШ 23», МБОУ «Долматовская СШ 6», МБОУ «Усть-Шоношская СШ 16», МБОУ «СШ 1 г Вельска», МБОУ «СШ 15 Кулой», МБОУ «Центр ППРиК», МБОУ «ДОД Вельская ДЮСШ», МБОУ «Левковская СШ 7».
Культура в Вельском районе тоже финансируется по остаточному принципу. Четыре учреждения (МБОУ «ДОД Детская художественная школа 3», МУК «Вельская библиотечная система», МБОУ «ДОД Детская школа искусств 39». МБУК «Районный культурный центр») не в состоянии заплатить за электроэнергию 31 430,03 руб.
Задолженность МБУ «Эксплуатационно-техническое предприятие» - 24 471,42 руб., КУМИ И РМП МО «Вельский муниципальный район» - 318 774,30 руб., Администрации МО «Вельский муниципальный район» - 278 511,86 руб.
Еще большими цифрами (счет уже идет на миллионы рублей) измеряется задолженность бюджетных учреждений перед производителями тепловой энергии и поставщиками прочих услуг (водоснабжение, водоотведение и т.п.). Столь же велика задолженность балансодержателей котельных и КНС перед гарантирующим поставщиком электроэнергии. Более пяти миллионов рублей просроченной задолженности коммунальщиков Вельского района охвачена договорами цессии, предполагающими прямое перечисление бюджетных средств получателями (бюджетными учреждениями) гарантирующему поставщику в счет оплаты счетов, выставленных коммунальным предприятиям (ООО «Энерго-М», МУП «Липовка», ООО «Кулой ЖКХ», ООО «ЖКХ Судрома»). Однако администрация Вельского района словно преднамеренно не исполняет свои обязательства перед бюджетными учреждениями именно по тем месяцам, которые охвачены цессией. Пункт 8 распоряжения №82-рп фактически игнорируется. А точнее, исполняется с точностью «до наоборот».
Порочный вельский опыт прижился в Устьянском районе: точно также здесь торпедируются договоры цессии на сумму 3 529 720,25 руб. Иными словами, администрация не перечисляет бюждетным учреждениям и бюджетозависимым хозяйствующим субъектам именно те денежные средства, что могут непосредственно поступить на счет гарантирующего поставщика электроэнергии.
Похожая картина и в Виноградовском районе: словно искусственно застопорилось погашение задолженности МУП «ЖКХ Рочегда» и ООО «РЭП Правобережье». Для кого губернатор издавал распоряжении?
О том, что все проблемы учреждений бюджетной сферы имеют искусственный характер, наглядно свидетельствует опыт энергосбытовой деятельности Котласского межрайонного отделения ОАО «Архэнергосбыт».
«После выхода в свет распоряжения №82-рп существенно укрепилась дисциплина оплаты потребленной электроэнергии у бюджетных потребителей Верхнетоемского, Вилегодского, Котласского, Красноборского районов, - отмечает Андрей Макаров, начальник Котласского межрайонного отделения ОАО «Архэнергосбыт». - Однако финансирование бюджетных предприятий в части тепловодоснабжения по-прежнему происходит несвоевременно. На сегодняшний день Котласский район не перечисли бюджетным учреждениям денежные средства на оплату коммунальных ресурсов за период с февраля по май 2015 года. Еще хуже обстоят дела в Ленском районе. Создается впечатление, что там распоряжение губернатора даже не читали».
И действительно, суммарная задолженность за электроэнергию учреждений социальной сферы в Ленском районе за апрель, май и две декады июня достигла порядка 900 тыс.руб. В частности, задолженность учреждений образования (МБОУ «ДОД КЦДО», МБОУ «Яренская СОШ», МБДОУ «Детский сад 4 Ласточка ОРВ п Урдома», МБОУ «Козьминская СОШ», МБОУ «Урдомская основная общеобразовательная школа», МБОУ «Сойгинская СОШ», МБДОУ «Детский сад 3 Теремок ОРВ с. Яренск», МБОУ «Урдомская СОШ», МБОУ «Иртовская ООШ», МБОУ «Ленская СОШ», МБДОУ «Детский сад 1 Незабудка» - 781 551,72 руб.
Не получило причитающих денег на оплату электроэнергии МБУК «Яренский краеведческий музей». Долг музея за электроэнергию - 45 658,35 руб. Да и сама Администрация Ленского района дисциплиной не блещет, скопив на розничном рынке электрической энергии задолженность в 50 140,97 руб.
По прогнозам специалистов Котласского МРО, ситуация в июле только усугубится. Иными словами, в Ленском районе остро встаёт вопрос не столько о платежеспособности бюджетных учреждений, сколько о способности этих учреждений продолжать полноценное функционирование вообще.
Вот так в Архангельской области идёт подготовка к грядущей зиме, которая всегда, как обычно говорят работники жилищно-коммунального хозяйства, наступает неожиданно.