Правительство и органы МСУ Архангельской области обязаны ликвидировать к осени долги за электроэнергию и ЖКХ

03.06.2015 г.

По итогам заседания Правительства 21 мая 2015 года Минстрою и лично министру строительства Александру Меню дано поручение «…с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления принять меры по погашению задолженности за потребленные жилищно-коммунальные услуги и топливно-энергетические ресурсы» (цитата по сайту http://government.ru/orders/18207 /). 

 

В рамках этого поручения Минстрой впервые выступает не как контролирующая инстанция, дающая указания и рекомендации региональным органам власти, а как равноправный исполнитель, совместно с правительствами субъектов Федерации и администрациями муниципальных образований, отвечающий за результат, как говорится, головой. 

 

Для резкого изменения курса внутренней политики РФ в текущем году есть все объективные предпосылки. Впервые за годы демократических реформ долги потребителей перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг превысили один триллион рублей. Причем лишь 20 процентов этой суммы составляют долги несознательных граждан; остальное приходится на предприятия и управляющие компании.

Согласно имеющейся информации, с особым пристрастием контроль за работой местных органов власти по погашению задолженности будет вестись в 21 регионе, где в сентябре этого года пройдут досрочные выборы губернаторов. Этот электоральный цикл - последний перед избирательной кампанией в Госдуму в 2016 году. Для многих партий это возможность проверить кадры и собственный политический потенциал.

В число регионов повышенного внимания Правительства входит и Архангельская область: президент РФ Владимир Путин лично отправил в отставку губернатора Игоря Орлова, назначив его до осени исполняющим обязанности.

По мнению политологов, борьба с долгами в сфере ЖКХ для ряда губернаторов-досрочников станет своеобразным процессом получения мандата на продолжение политической деятельности. Вице-президент «Центра политических технологий» Ростислав Туровский называет три региона, где цена такого мандата будет немалой: Еврейская автономная, Амурская и Архангельская области. По сравнению с другими субъектами Федерации потенциал оппозиционного голосования здесь очень велик. В то же время ситуация в сфере энергетики и ЖКХ в этих регионах близка к патовой. С этими отраслями люди напрямую связывают качество жизни. В Архангельской же области суммарная задолженность конечных потребителей за одну только электроэнергию превышает 2,7 миллиарда рублей… 

 

«Мы считаем, что инициатива Правительства заслуживает самой высокой оценки, - констатирует Сергей Курочкин, заместитель управляющего ОАО «Архэнергосбыт» по покупке и сбыту энергии. – Возможно, на ранних этапах реформирования ЖКХ ослабление государственного контроля над ним, как и отсутствие личной ответственности руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий, были мерами необходимыми. Однако сегодня ситуация изменилась в корне: жилищно-коммунальное хозяйство полностью перешло на рыночные рельсы. Настало время вплотную заняться вопросом укрепления платежной дисциплины. Опыт показывает, что истинные причины неплатежей – сугубо субъективные. Если коммунальное предприятие работает по экономически обоснованным тарифам и получает дотации из бюджета, оплачивать потребляемые ресурсы оно может точно в срок и в полном объеме. А если предприятие считает, что тарифы не экономически обоснованные, то предприятие может обратиться в суд и взыскать убытки с того, кто тарифы устанавливает. Кроме того, очень важным моментом в поручении председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева является указание органам местного самоуправления о принятии соответствующих мер. Не секрет, что в Архангельской области администрации муниципальных образований в массовом порядке самоустраняются от контроля над платежной дисциплиной в ТЭК и ЖКХ на своих территориях. И это при том, что согласно федеральному закону №131-ФЗ, жилищно-коммунальное хозяйство – это исключительное полномочие и прямая обязанность муниципальных образований».

 

Опыт энергосбытовой деятельности в Архангельской области показывает, что попадание значимых для муниципальных районов предприятий и учреждений в категорию «злостных неплательщиков» не зависит от доброй воли их руководителей, и уж тем более не совершается злонамеренно. Ярчайший пример – ситуация в Котласском районе, где местная администрация давно уже не исполняет обязательства перед бюджетной сферой. В итоге учреждения образования и культуры не оплачивают электроэнергию с апреля. Их общая задолженность на энергорынке превышает 896 тысяч рублей. Задолженность самой администрации района, как потребителя электроэнергии, достигла 1,7 миллиона рублей.

В сельской местности, где практически весь жилфонд имеет печное отопление, львиную долю тепловой энергии от муниципальных котельных потребляют бюджетные или бюджетозависимые учреждения. Соответствующий статус позволяет им исполнять обязательства перед поставщиками коммунальных услуг только в том случае, если муниципальные власти выделяют необходимые средства из местной казны. Зачастую именно ненадлежащая воля администрации района становится камнем преткновения в процессе расчета бюджетников с поставщиками коммунальных услуг и, соответственно, расчета коммунальщиков с гарантирующим поставщиком электроэнергии.

 

Подобная ситуация сложилась, например, в Верхнетоемском районе Архангельской области, где главный эксплуатант объектов теплофикации и водоснабжения – ООО «МПМК» - с марта 2015 года стал заложником, казалось бы, неразрешимой ситуации: районная администрация прекратила в полном объеме финансирование бюджетных организаций, в следствие чего те оказались лишены возможности оплачивать услуги централизованного теплоснабжения; также крайне нестабильными стало финансирование районной больницы (государственного учреждения здравоохранения) из бюджета Архангельской области. У предприятия – балансодержателя основных объектов коммунальной инфраструктуры села Верхняя Тойма – исчезли средства для расчета с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Долг ООО «МПМК» перед ОАО «Архэнергосбыт» составил к маю 857 053,00 руб. и юристы сбытовой компании уже готовили документы для расторжения договора энергоснабжения с неплатежеспособным потребителем. Буквально на следующий день после судьбоносного заседания Правительства РФ - снабжающая теплом Верхнюю Тойму организация представила гарантирующему поставщику документы на заключение договора цессии: районные власти дали согласие погасить задолженность ООО «МПМК» перед ОАО «Архэнергосбыт» в счет своей задолженности перед подведомственными бюджетными учреждениями – потребителями услуг МПМК. На аналогичный шаг решилось областное министерство здравоохранения – учредитель ГБУЗ АО «Верхнетоемская центральная районная больница»: бюджетные средства, которыми учреждение здравоохранения должно было ранее расплатиться за услуги МПМК, будут напрямую перечислены на счет гарантирующего поставщика электроэнергии.

Благодаря заинтересованности органов власти и грамотным управленческим решениям должностных лиц коммунальное предприятие сегодня продолжает работу в штатном режиме, с полной загрузкой всех энергопринимающих устройств. Вопрос о расторжении договора с ООО «МПМК» в ОАО «Архэнергосбыт» снят.

 

Однако передовой опыт Верхнетоемского района по-своему уникален. Во многих муниципальных образованиях местные власти либо бездействуют вообще, либо своим участием в схеме расчетов между бюджетниками, коммунальщиками и энергетиками лишь усугубляют ситуацию.

Например, с одобрения администрации МО «Ростовско-Минское» (Устьянский район) два раза заключались договоры уступки права требования между муниципальной средней школой (СОШ), частным ООО «ЖКХ Ростово» и ОАО «Архэнергосбыт». Оба раза результат исполнения таких договоров оказывался диаметрально противоположным ожидаемому. Так, с мая 2014 года финансирование местной СОШ из местного бюджета стало крайне нерегулярным. Школа утратила способность оплачивать как электроэнергию, получаемую по договору электроснабжения с ОАО «Архэнергосбыт», так и тепловую энергию, приобретаемую у ООО «ЖКХ Ростово». Согласно условиям договора ОАО «Архэнергосбыт» осуществляло электроснабжение школы фактически в кредит, предполагая, что после получения бюджетных трансфертов на оплату электроснабжения и теплоснабжения СОШ этот «кредит» погасит. Однако, получив бюджетные деньги, школа перечислила всю сумму не по адресу – на расчетный счет ООО «ЖКХ Ростово». В результате коммунальщики получили за свои услуги двойную оплату, а энергетика региона понесла убыток на 31,6 тысячи рублей.

Следующий договор переуступки права требования, заключенный ОАО «Архэнергосбыт» в январе текущего года с теми же контрагентами, завершился аналогично: ООО «ЖКХ Ростово» получило двойную оплату, а энергосистема региона - 270,7 тысяч рублей убытка. Чем является происшедшее – результатом некомпетентности работников и руководителей школы, не понимающих правовую природу подписываемых ими договоров, или целенаправленных действий – предстоит выяснить компетентным органам.

 

Также потребовалось вмешательство прокуратуры и суда, когда вопреки всем положениям договора цессии денежные средства (порядка 1,6 миллиона рублей), которые администрация МО «Октябрьское» должна была перечислить гарантирующему поставщику в счет погашения задолженности за электроэнергию ООО «Октябрьский ДСК», оказались зачислены в полном объеме на расчетный счет упомянутого ООО «Октябрьский ДСК» и в тот же день растрачены не по назначению. На сегодня итоговая сумма неисполненных обязательств по оплате электроэнергии ООО «Октябрьский ДСК» составляет 1,545 млн. рублей.

В целом же список должников В Устьянском районе, с которыми ОАО «Архэнергосбыт» намерено расторгнуть договоры и в отношении которых местная администрация до сих пор не предприняла никаких мер, достаточно обширен. В их числе МУП «Строевское», МУП «Илезское» - 45,41 тыс. руб., ООО «Шангальский жилкомсервис» - 202,96 тыс. руб., ООО «Березник» - 134,35 тыс. руб., МУП «Лихачевское» - 18,03 тыс. руб., МУП «Бестужевское» 10,65 тыс. руб., МУП «Дмитриевское» - 11,38 тыс. руб.

 

Широкий фронт работ ожидает Минстрой и областное министерство ТЭК и ЖКХ в Вельском районе: задолженность ООО ЖКХ «Судрома» - 73,88 тыс. руб.; ООО «Солгинское ЖКХ» - 282,64 тыс. руб.; ООО «Теплострой»- 46,24 тыс. руб.; ООО «Энерго-М» - 714,26 тыс. руб.; ООО «Дом плюс» - 184,84, ООО «Вельское коллекторское агенство» - 179,21 тыс. руб., ООО «Вельская энергетическая компания» 565,73 тыс. руб., МУП «Шадреньгское» - 38,49 тыс. руб.

В МО «Тегринское», где у объектов ЖКХ вообще нет эксплуатанта, стороной по договору энергоснабжения выступает администрация МО «Тегринское». Её задолженность перед гарантирующим поставщиком – 2,332 млн. рублей.

 

В Онежском районе, скорее всего, договоры электроснабжения будут расторгнуты с тремя муниципальными (!) унитарными предприятиями. Задолженность за электроэнергию МУП «Маложемская УК» составляет 313,74 тыс. руб., МУП «Устькожское коммунальное предприятие» 303,12 тыс. руб., МУП «Кодинское ЖКХ» 438,78 тыс. руб.

 

В Няндомском районе всего один должник - ООО «Родник». Однако его задолженность сопоставима с суммарным долгом всего Онежского района - 1 256,47 тыс. руб.

 

Долг ООО «Тепло», что в Ленском районе - 2 195,75 тыс. руб.

 

Долг ООО «Северный край», что в Пинежском районе - 173,92 тыс. руб.

В Холмогорском районе долг ООО «Холмогоры» составляет 2 760,42 тыс. руб., долг ООО «Луковецкое» - 2 398,09 тыс. руб.

 

В Приморском районе сегодня три критических должника: ООО «Сириус А», чей долг составляет 2 149,30 тыс. руб., ООО «Комфорт» с долгом в 805,12 тыс. руб. и ООО «Водоресурс» - 142 тыс. руб.

 

В областном центре три должника-миллионера: долг ООО «ПСК Энерголайнс» - 7 472,09 тыс. руб., ООО «ТЭПАК» - 1 931,91 тыс. руб., ООО «Комфорт» - 805,12 тыс. руб.

 

Суммарная задолженность перечисленных предприятий – 25 миллионов рублей. Вопрос о расторжении с этими предприятиями договоров энергоснабжения будет, скорее всего, доведен до логического завершения. Если, конечно, заинтересованность федерального Минстроя и поддержка правительства Архангельской области не изменят ситуацию. Тем более, что надлежащее поручение Правительством РФ дано, а до даты подведения итогов – 20 сентября – осталось совсем немного.

Пресс-служба ОАО «Архэнергосбыт»