Исполнение условий договора – обязанность потребителя

01.12.2016 г.

ПАО«Архэнергосбыт» в очередной раз напоминает потребителям электрической энергии: право потребителя на гарантированное заключение договора с энергосбытовой организацией неразрывно связано с исполнением обязанностей, которые налагает этот договор

«Мы свободны потому, что взаимно обязаны. Разрушить эту связь — значит посягнуть на сами основы нормальной жизнедеятельности людей, общества, государства».

Н.И. Матузов. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 285

 

Гарантирующий поставщик (ГП) электроэнергии на территории своей энергосбытовой деятельности обязан заключить договор поставки электроэнергии с любым обратившимся к нему потенциальным покупателем (потребителем). Со своей стороны и потребитель, вступая в договорные отношения с ГП, принимает на себя широкий круг обязанностей.

 

Все они изложены в типовых формах договоров, предлагаемых ПАО«Архэнергосбыт» для подписания* неограниченному кругу лиц.

В частности, потребитель обязан: 

- обеспечить работоспособность приборов учета, расположенных в границах ответственности потребителя (этими границами может считаться территория предприятия, индивидуального жилого дома, квартира в многоквартирном доме) и соблюдение эксплуатационных требований к приборам учета, установленных изготовителем; 

- обеспечить исполнение обязанностей по надлежащему обслуживанию принадлежащих ему и находящихся в его зоне эксплуатационной ответственности энергопринимающих устройств, а также обеспечить безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении энергетических сетей и исправности используемых им приборов и оборудования. Данное требование относится в равной степени как к предприятиям, так и к жилым помещениям: ответственность за состояние электропроводки в квартире или в доме несет собственник или наниматель жилья; 

- обеспечить средствами измерения точки поставки и точки технологического присоединения. Данная норма для владельцев жилых помещений не обязательна, но наличие в квартире или индивидуальном жилом доме универсального ампер-вольтметра лишним не будет: например, для наблюдения за качеством электрической энергии и для своевременного предоставления жалобы гарантирующему поставщику; 

- жители индивидуальных и многоквартирных домов обязаны передавать показания приборов учета Гарантирующему поставщику или Управляющей компании строго в день, указанный в платежной квитанции. Лица, ответственные за электрохозяйство в организациях, обязаны ежемесячно в последний календарный день месяца снимать показания расчетных электросчетчиков и вносить в отчет установленной формы;

- незамедлительно сообщать Гарантирующему поставщику неисправностях расчетных приборов учета. В противном случае потребитель может быть признан виновным в безучетном потреблении электроэнергии (подробнее об этом читайте здесь). Корреспондирующая обязанность потребителя – сообщать ГП о срывах поставки электрической энергии. Административная ответственность за неисполнение этой обязанности не наступает, но её пунктуальное исполнение – это весомая помощь гарантирующему поставщику в борьбе за качество электрической энергии;

- возмещать Гарантирующему поставщику затраты, возникшие в результате прекращения (возобновления) поставки электрической энергии в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств со стороны Покупателя. Иными словами, подключение к сети квартиры или организации, отключенной за неуплату – услуга платная (о расценках подробнее можно прочитать здесь).

Снимок (1)Но самое главное, потребитель обязан оплачивать электрическую энергию в порядке, количестве и в сроки, предусмотренные договором. За несоблюдение сроков оплаты расчетно-платежных документов, выставленных гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми компаниями, предусмотрена ответственность как для граждан, так и для юридических лиц. Применяемые в настоящее время коэффициенты расчета пени установлены Федеральным законом от 03 ноября 2015 г. № 307-ФЗ. Чтобы избежать внеплановых расходов, гражданам и организациям нужно лишь оплачивать электроэнергию в сроки, также установленные нормами права.

Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, плату за жилое помещение и коммунальные услуги необходимо вносить ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчётным периодом, за который производится оплата. Пени начисляются с 31 дня просрочки.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденнымпостановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354  и Жилищному кодексу, ПАО «Архэнергосбыт» направляет платежные документы абонентам не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом. Таким образом, у потребителя в распоряжении десять суток для оплаты электроэнергии. Денежные средства, оплаченные в кассах ПАО «Архэнергосбыт», банках или с помощью онлайн-сервисов, поступают на лицевые счета граждан в течение одного-двух дней, а оплаченные в почтовых отделениях УФПС - в течение семи дней.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 442, которым утверждены «Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии» и «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», потребители юридические лица получили возможность оплачивать электроэнергию по следующей схеме:

- 30% стоимости ожидаемого объема потребления электроэнергии в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10 числа данного месяца;

- 40% вносится до 25 числа этого же месяца;

- фактически потребленная электрическая энергия в истекшем месяце, с учетом средств, ранее внесенных в качестве оплаты электроэнергии, оплачивается в срок до 18 числа последующего месяца.

Такой порядок расчетов за использованную электрическую энергию, является обязательным для всех потребителей электрической энергии – юридических лиц, включая бюджетозависимых потребителей.

Подробно об условиях и порядке начисления пеней можно узнать на сайте Общества (Архэнергосбыт продолжает начислять потребителям пеню за несвоевременную оплату электроэнергии). При этом ПАО «Архэнергосбыт» прилагает все усилия, чтобы абоненты имели гарантированную возможность оплатить использованную электроэнергию в сроки, определенные законами Российской Федерации:

- на сайте Общества ежемесячно в сроки, установленные законодательством, публикуются значения конечных регулируемых цен на электрическую энергию и мощность;

- создан электронный сервис «Личный кабинет» для юридических лиц;

- с позапрошлого года предоставляются услуги электронного документооборота для хозяйствующих субъектов всех форм собственности: юридические лица и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица могут ежемесячно получать полный комплект документов в электронной форме.

Потребителю остается лишь вовремя оплатить потребленную электроэнергию. 

Пресс-служба ПАО "Архэнергосбыт"

*Жители многоквартирного дома письменный договор с гарантирующим поставщиком не оформляют – за них это делает управляющая компания. Но правоотношения жителя МКД и ГП со всеми проистекающими правами и обязанностями начинаются в момент потребления электроэнергии в отдельно взятой квартире МКД.