Организация теплоснабжения – ситуация не чрезвычайная

19.12.2016 г.

Расследуя нарушения антимонопольного законодательства в МО «Котласский муниципальный район», Управление Федеральной антимонопольной службы в целом признало противозаконной массовую практику внеконкурсного заключения договоров аренды муниципального имущества без конкурсных процедур…

Снимок (2)

В мае текущего года ПАО «Архэнергосбыт» расторгло договор энергоснабжения с печально известным котласским ООО «Управдом Сервис». За всё лето администрация Котласского района не предприняла никаких шагов, чтобы найти для двух муниципальных котельных достойную эксплуатирующую организацию. Когда же настали холода, администрация района воспользовалась осуждаемым, но пока еще не запрещенным юридическим кульбитом: в районе ввели режим повышенной готовности к чрезвычайной ситуации и без проведения обязательных конкурсных процедур заключили договор аренды с ООО «Урал».

Новая частная фирма приняла на обслуживание два неотключаемых объекта: котельную в поселке Черемушский (ул. Железнодорожная) и котельную в деревне Борки (ул. Школьная). За октябрь Уралу был выставлен счет на 130,27 тыс. руб. Счет арендатор не оплатил.

Странная история появление у двух сельских котельных нового арендатора, а также демонстративное нежелание этого арендатора оплачивать электрическую энергию с первых дней своей работы были детально изложены в жалобе, которую Котласское межрайонное отделение ПАО «Архэнергосбыт» направило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области. 18 ноября УФАС подтвердило: нарушения антимонопольного законодательства официально установлены.

Установили же эксперты УФАС следующее. То, что в обиходе кратко называется «обойти закон», на сухом языке протокола формулируется, как «введение режима повышенной готовности для органов управления и сил и средств Котласского районного звена Архангельской территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В условиях сугубо формальной «повышенной готовности» частное ООО «Урал» получает целый комплекс зданий и сооружений, а также теплофикационного оборудования сроком на 11 месяцев 28 дней. Имущество, за право обладания которым с радостью поборолись бы многие солидные фирмы, в одночасье и без всякой конкурентной борьбы достается маленькому и никому неизвестному обществу «Урал». Не на месяц и не на два, а фактически на полный отопительный сезон и на последующее лето!

 

По мнению экспертов УФАС, не то, что чрезвычайной ситуации, даже предпосылок для неё в Котласском районе не было. А была банальная спекуляция на коллизиях норм. В целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для теплоснабжения, и выбора наиболее эффективного правообладателя действующим законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определен особый порядок распоряжения указанным имуществом - по договорам аренды таких систем или объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации с учетом установленных данным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05 апреля 2011 № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить право пользования муниципальным имуществом, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем. В Котласском же районе торги на право заключения договора аренды не проводились вообще.

«Организация обеспечения надлежащего теплоснабжения, - однозначно сказано в заключении УФАС, - не является обстоятельством, установленным Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в качестве чрезвычайной ситуации. Причины, по которым муниципальное имущество было передано ООО «Урал» (в том числе введение режима повышенной готовности), не имеют правового значения для установления факта нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 1Э5-ФЗ «О защите конкуренции».

Передав муниципальное имущества без проведения конкурса, муниципальное образование «Котласский
муниципальный район» в лице Управления имущественно-хозяйственного комплекса администрации МО «Котласский муниципальный район» создало для ООО «Урал» преимущество доступа на рынок теплоснабжения МО «Черемушское» по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, что свидетельствует о признаках нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции». Администрации МО «Котласский муниципальный район» выдано предупреждение 29ш-2016 о необходимости в срок до первого мая 2017 года принять меры, направленные на прекращение неправомерного (в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении») пользования ООО «Урал» муниципальным имуществом МО «Котласский муниципальный район».

***

«Организация обеспечения надлежащего теплоснабженияне является обстоятельством, установленнымв качестве чрезвычайной ситуации», - вынес свое решение государственный надзорный орган. Прецедент создан. Возможно, что уже в ближайшее время объектом пристрастных проверок государственного антимонопольного органа станут договоры аренды в десятках муниципальных образований Архангельской области.

Пресс-служба ПАО «Архэнергосбыт»

Читайте также:

Чиновники от ЖКХ нашли лазейку в антимонопольном законодательстве

http://www.arsk.ru/company/press/news/2016/8/24/24-08-2016/