Платежная дисциплина в южных районах Архангельской области снизилась с наступлением холодов
Стабилизация дисциплины расчетов в Вельском и сопредельных районах оказалась непродолжительной. С началом отопительного сезона потребители электрической энергии вновь начали накопление задолженности перед энергосистемой…
Вельский район
ООО «Кулой ЖКХ» оказывает услуги теплоснабжения населению в поселке Кулой. У маленького предприятия в небольшом железнодорожном поселке долг за потребленную электроэнергию исчисляется сотнями тысяч рублей, а если конкретно, то на данный момент задолженность на розничном рынке электроэнергии составляет почти 857,6 тысячи рублей. Не оплачены счета за октябрь-ноябрь 2016 года (686 тысяч рублей). Не оплачено даже 30 процентов промежуточного счета декабря – 171,5 тысячи рублей. Кроме того, не погашена задолженность по заключенным соглашениям об уступке права требований на сумму 543,4 тысячи рублей. Перспективы расчетов пока не определены. Претензии в адрес должника направлены. Следующим шагом энергетиков станет, очевидно, исковое заявление в суд.
Если местный бюджет не финансирует бюджетные учреждения, те сами не оплачивают электроэнергию и не платят производителям тепла, которые в свою очередь тоже не платят за электроэнергию. Круг замыкается. Так, в ноябре 2016 года по причине несвоевременного финансирования из местного бюджета МО «Вельский муниципальный район», вельские бюджетники не произвели оплату сорока полученных от гарантирующего поставщика промежуточных счетов на в сумму 1,7 млн. рублей.
Всего по состоянию на 19 декабря 2016 года задолженность бюджетных учреждений МО «Вельский муниципальный район» составляет 10,4 миллиона рублей, в том числе задолженность учреждений, финансируемых за счет средств бюджета района – 8,1 миллиона рублей, за счет средств бюджетов поселений – 2,3 миллиона рублей.
Кроме того, с целью погашения задолженности, образовавшейся в отопительном периоде 2015–2016 годов, между бюджетными учреждениями, гарантирующим поставщиком и третьими юридическими лицами заключены соглашения об уступке права требований к бюджетным учреждениям. По состоянию на 19 декабря текущая непогашенная задолженность бюджета МО «Вельский муниципальный район» по упомянутым соглашениям составляет почти 3,6 миллиона рублей, из которой:
– по ООО «Энерго-М» – 1821,7 тысяч рублей;
– по ООО «Вельская энергетическая компания» – 1101 тысяча рублей;
– по ООО «Кулой ЖКХ» – 143,4 тысячи рублей;
– по ООО «Водоканал» – 348,2 тысячи рублей;
– по ООО «ЖКХ Судрома» – 18,7 тысяч рублей;
– по ООО «Вельское коллекторское агентство» – 130,3 тысячи рублей.
Администрация МО «Тегринское» задолжала энергосистеме 302,7 тысячи рублей. Задолженность копится с августа 2014 года. Формально судом она взыскана в полном объеме. Исполнительные листы предъявлены в финансовые органы муниципального образования. Администрация МО «Аргуновское» не в состоянии заплатить за электроэнергию четверть миллиона – 239,7 тысяч рублей.
Устьянский район
МО «Устьянский муниципальный район» всегда отличался высокой дисциплиной платежей коммунальных предприятий и жилищных организаций. Ситуация изменилась. Из-за несвоевременного финансирования бюджетные учреждения МО «Устьянский муниципальный район» с ноября 2016 года перестали выполнять свои обязательства по оплате потребленной электроэнергии.
Всего по состоянию на 19 декабря задолженность местных бюджетных учреждений составила 2279,1 тысяч рублей.
С целью погашения задолженности по предприятиям ЖКХ, образовавшейся в отопительном периоде 2016 года, в Устьянском райне заключены соглашения об уступке права требований к бюджетным учреждениям. По состоянию на 19 декабря непогашенная задолженность бюджета МО «Устьянский муниципальный район» по данным соглашениям составляет 1302,3 тысячи рублей, из которой:
– по ООО «Березник» – 201,4 тысячи рублей;
– по МУП «Бестужевское» – 150,1 тысячи рублей;
– по МУП «Лихачевское» – 132,5 тысячи рублей;
– по ООО «ЖКХ Малодоры» – 220,3 тысячи рублей;
– по ООО «УК Жилуправление» – 202,6 тысячи рублей;
– по ООО «Шангальский жилкомсервис» – 395,4 тысячи рублей.
На сегодняшний день перспективы расчетов по образовавшейся задолженности администрацией МО «Устьянский муниципальный район» не определены.
Виноградовский район
ООО «ПК Энергия Севера» оказывает на территории МО «Виноградовский муниципальный район» услуги теплоснабжения. Надо воздать должное, температура теплоносителя в этом сезоне санитарным нормам соответствует, оборудование работает без аварий. Увы, эту идиллическую картину портит задолженность за потребленную электроэнергию, которая без малого составляет 481,2 тысячи рублей. Формировалась она с апреля по ноябрь 2016 года. Промежуточный счет за декабрь (44,5 тысячи рублей) тоже не оплачен.
Вместо того, чтобы изыскивать финансовые ресурсы и гасить задолженность, ООО «ПК Энергия Севера» начало строить странные финансовые схемы, пытаясь уйти от исполнения обязанностей перед гарантирующим поставщиком.
На часть задолженности ООО «ПК Энергия Севера» заключило соглашения об уступке права требования с неким ООО «ТрансЭлектро» и направило в ПАО «Архэнергосбыт» уведомления о проведении зачетов встречных однородных требований. Юристы Вельского МРО ПАО «Архэнергосбыт» направили потребителю письмо с указанием на незаконность совершенной цессии и требованием оплачивать электроэнергию согласно закону и заключенным договорам. Увы, от предложения уладить вопрос мирным путем ООО «ПК Энергия Севера» отказалось. В настоящее время задолженность за апрель и май 2016 года (88,9 тысячи рублей) взыскана по решению Арбитражного суда Архангельской области. Исполнительный лист предъявлен в Службу судебных приставов. Иск позадолженности за август и сентябрь 2016 года (69,9 тысячи рублей) рассматривается в Арбитражном суде. Задолженность за октябрь-ноябрь 2016 года (277,9 тысячи рублей) охвачена претензионной работой; до передачи дела в суд – один шаг.
***
Для всех предприятий, поставляющих коммунальные ресурсы в жилищный фонд, тарифы устанавливает государственный регулирующий орган – Агентство по тарифам и ценам Архангельской области. Экономически обоснованный тариф должен обеспечивать исполнение предприятием всех финансовых обязательств – от уплаты совокупного налога до оплаты топливно-энергетических ресурсов. В ситуации, когда за небольшими коммунальными предприятиями месяцами тянется задолженность за электроэнергию на уровне 150-300 тысяч рублей, вполне уместен вопрос: как и почему в регионе происходит то, чего в условиях государственного регулирования быть не должно в принципе?
Причин неплатежеспособности у предприятий ЖКХ может быть несколько и каждая в сущности своей профилактируемая. Не платит население? Работать с неплательщиками должны Управляющие компании. Не работают УК? Надо менять УК (вопрос компетенции органов местного самоуправления). АТЦ устанавливает неадекватные тарифы? Решения АТЦ могут быть обжалованы в суде. Предприятие не платит за электроэнергию, растрачивая выручку на предметы роскоши, не предусмотренные в тарифе? АТЦ может проводить выездные проверки объектов регулирования и при необходимости подключать к процессу прокуратуру.
Вопреки расхожему мнению, жилищно-коммунальное хозяйство, хотя и входит в число исключительных полномочий органов местного самоуправления, полностью от государства не отделено. Положение о региональном Министерстве ТЭК и ЖКХ (подпункт 40 пункта 8) утверждает, что среди прочих полномочий ведомства не последнее место занимает осуществление мониторинга финансово-экономического состояния организаций ЖКХ, цель которого - выработка управленческих решений. Увы, эффективность этих решений подчас оказывается не очень высокой, что выливается в многомиллионные убытки для всех субъектов региональной электроэнергетики.
Первого декабря текущего года вице-премьер Аркадий Дворкович утвердил «План мероприятий по ликвидации просроченной (свыше 90 дней) задолженности хозяйствующих субъектов в энергетическом комплексе Архангельской области». План Дворковича – первый, но очень решительный шаг программы выполнения июльских поручений президента Владимира Путина, взявшего ситуацию на розничном рынке электрической энергии Архангельской области под личный контроль. Конечная цель обширного перечня поручений, которые Владимир Владимирович дал органам исполнительной власти и подведомственным структурам, - полная ликвидация в регионе просроченной задолженности за электрическую энергию. Помимо механизма введения финансовых гарантий оплаты электроэнергии, план включает в себя:
- проверку со стороны федерального центра тарифов на коммунальные ресурсы, установленные областным АТЦ;
- приведение нормативов потребления электроэнергии к требованиям законодательства РФ;
- обеспечение гарантий выполнения обязательств перед кредиторами – поставщиками энергоресурсов – организациями, эксплуатирующими имущество, находящееся в собственности Архангельской области и органов местного самоуправления (объекты ЖКХ и объекты электросетевого хозяйства), в том числе за счет имущественных прав на указанные объекты;
- обеспечение 100-процентных текущих ежемесячных расчетов организаций ЖКХ за электрическую энергию (доклад в Министерстве энергетики по данной задаче назначен на 1 февраля 2017 года);
- усиление претензионной работы в части взыскания просроченной дебиторской задолженности и т.п.
Судя по тому, что обыденной работой органа исполнительной власти, отвечающего за ЖКХ, сегодня занимается Правительство РФ, а также по очень сжатым срокам для ряда ключевых задач, реализация плана Аркадия Дворковича будет сопровождаться радикальными кадровыми решениями. Процесс пошел.