Чиновники от ЖКХ нашли лазейку в антимонопольном законодательстве

24.08.2016 г.

Главы муниципальных образований объявляют «режим чрезвычайной ситуации», чтобы скрыть свое неумение решать вопросы жилищно-коммунального хозяйства в рабочем порядке и в рамках закона… 

Антимонопольное законодательство в Архангельской области нарушается нарушается регулярно и грубо. Согласно федеральным законам № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» объекты коммунальной инфраструктуры могут передаваться в аренду или в концессию только с использованием конкурсных процедур. Иного законы не допускают.

Согласно пп.2 п. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», передача, выделение, распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий, проведения контртеррористических операций государственной или муниципальной преференцией не является.

Согласно пп.11 п. 1 ст. 17.1. того же закона, заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, незакрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается. 

Тем не менее администрации муниципальных образований находят средство, позволяющее обойти закон и самоустраниться от решения наболевших проблем жилищно-коммунального хозяйства, включая неплатежи предприятий ЖКХ за электроэнергию - введение на подведомственных территориях режимов чрезвычайной ситуации и повышенной готовности.

«Режим ЧС» стал для должностных лиц органов местного самоуправления своеобразной панацеей от всех бед. Никто не наказывает глав муниципальных образований за то, что они довели вверенные МО до чрезвычайной ситуации. Более того, в условиях режима ЧС главы районов и поселений чувствуют себя хозяевами положения – они требуют от энергетиков обеспечения бесперебойного электроснабжения подконтрольных объектов даже при наличии критической задолженности за электроэнергию (вопрос о гарантиях погашения задолженности в условиях ЧС даже не рассматривается).

В условиях «чрезвычайной ситуации» муниципальные объекты тепло- и водоснабжения с легкостью изымаются из хозяйственного ведения одних предприятий (вероятность погашения ими долга перед энергетиками становится близкой к нулю) и на внеконкурсной основе передаются новым юридическим лицам, которые начинают накопление задолженности на розничном рынке электроэнергии с первого же дня работы. 

Порочная практика объявления «чрезвычайных ситуаций» и режимов «повышенной готовности» обрела в текущем году характер эпидемии. Только за последние полтора-два месяца такие режимы введены в шести муниципальных поселениях: в МО «Приморское» и в МО «Уемское» Приморского муниципального района, в МО «Обозерское» и в МО «Холмогорское» Плесецкого муниципального района, в МО «Сольвычегодское» Котласского муниципального района и в МО «Няндомское» Няндомского муниципального района.

Пример МО «Сольвычегодское» наиболее показателен. На территории этого муниципального образования с первого июня 2016 года заключен договор аренды между МО «Котласский муниципальный район» и ООО «ТеплоСтрой» в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся на территории муниципального образования. Срок действия договора аренды установлен с первого июня до первого октября - на четыре месяца. В договоре указано, что он заключен на основании протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности МО «Котласский муниципальный район» от 26 мая 2016 года № 11.

В соответствии со статьей 7 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 г. №85-5-ОЗ «О компетенции органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны», местный уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию устанавливается:

- решением главы муниципального района Архангельской области при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного сельского поселения Архангельской области.

Однако МО «Сольвычегодское» - городское поселение в Котласском районе Архангельской области Российской Федерации. Сольвычегодск впервые упоминается в 1492 году в Синодальной летописи именно как город и таковым остается вплоть до наших дней. 

Возможно, уже в ближайшие дни режимы «чрезвычайной ситуации» будут ввденены в МО «Савинское» Плесецкого района и в МО «Кушкопальское» Пинежского района. Складывается впечатление, что областные органы государственной власти осмысленно хранят молчание, чтобы не привлекать к происходящему в муниципалитетах внимания федеральных надзорных органов – Прокуратуры и того же Управления Федеральной антимонопольной службы, которые не должны позволять главам муниципальных образований нарушать законы РФ. 

ПАО «Архэнергосбыт» обращается к органам государственной власти Архангельской области с просьбой обратить внимание на тенденции, складывающиеся в районах области и просит исправить сложившуюся ситуацию.

Пресс-служба ПАО «Архэнергосбыт».