Потребителя электроэнергии лишают права выбора
В Архангельской области развернута широкомасштабная компания по ограничению конкуренции на розничном рынке электрической энергии
Начиная с весны, крупные потребители электрической энергии получают письма, отправители которых даже не убеждают, а фактически принуждают потребителя отказаться от существующих договорных отношений с гарантирующим поставщиком электрической энергии и подписать договор на услуги по передаче электрической энергии с фирмой-монополистом - ПАО «МРСК Северо-Запада».
У писем разные авторы - всё зависит от статуса потребителя. Бюджетные учреждения получают письма от профильных управлений районных администраций. Главам районных администраций письма шлет Министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области. Руководители и владельцы фирм и предприятий частной формы собственности получают письма от равных по статусу «коллег» - руководителей производственных отделений филиала «Архэнерго» ПАО «МРСК Северо-Запада».
«По поручению Правительства Архангельской области… Рекомендуем Вам начать процедуры расторжения договоров энергоснабжения с открытым акционерным обществом «Архангельская сбытовая компания», - деликатно внушает директорам государственных образовательных учреждений областной министр Игорь Скубенко, - … и заключения с 01 марта 2016 года договоров купли-продажи электроэнергии: с ОАО «Архэнергосбыт» и договоров на оказание услуг по передаче электроэнергии с филиалом публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Архэнерго»*.
«Информируем Вас о необходимости расторжения с покупателями электроэнергии действующих договоров энергоснабжения и заключении двух раздельных договоров, - строгим учительским голосом ставит директоров школ перед фактом начальник управления образования Коношского района Татьяна Сидорова, - а именно:
- договора купли-продажи электрической энергии с Архэнергосбытом;
- договора на оказание услуг на передачу электрической энергии с Коношским РЭС производственного отделения «Плесецкие электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» Архэнерго».*
Эмоциональная окраска и терминология писем особого значения не имеют. Ни для кого не секрет, что руководитель подведомственного бюджетного учреждения никогда не пойдет против воли учредителя. Особенно, если «воля» изложена на официальной бумаге с номером и подписью. Скромное «рекомендуем» равносильно «приказываю». Неповиновение может стоит карьеры.
С директорами всевозможных ООО и ЗАО должностные лица производственных отделений ПАО «МРСК Северо-Запада» общаются брутальным производственным языком: «предлагаем Вам в течение 20 дней после получения данного письма урегулировать договорные отношения по передаче электрической энергии с ПАО «МРСК Северо-Запада»… В случае неурегулирования договорных отношений по передаче электрической энергии будем вынуждены… произвести отключение Ваших электроустановок от электрических сетей ПАО «МРСК Северо-Запада». Подобный ультиматум поступил даже в Северный медицинский клинический центр имени Н.А.Семашко – в учреждение… федерального подчинения.
«Потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии», - гласит Статья 37. «Основы организации розничных рынков» Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ.
Создание конкурентного рынка электроэнергии – это одна из парадигм, в рамках которой на протяжении десятилетия в Российской Федерации проводилось реформирование электроэнергетической отрасли. Свобода выбора поставщиков и партнеров, право потребителя выстраивать максимально удобные для себя договорные отношения – главнейшие результаты свершившихся реформ, значительная часть которых проходила в годы правления и под личным контролем Владимира Владимировича Путина.
Согласованные же действия органов власти и местного самоуправления с другими органами власти или хозяйствующими субъектами, направленные на создание дискриминирующих либо, напротив, благоприятствующих условий деятельности отдельных хозяйствующих субъектов – достаточно серьезное правонарушение, наказание за которое может варьироваться от наложения штрафа от 50 000 рублей (Статья 14.9 КоАП РФ) до 300 000 – 500 000 рублей (статья 178 УК РФ). При стечении определенных обстоятельств к должностным лицам, чьи действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, может быть применено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года.
В Архангельской области складывается парадоксальная ситуация: признаки правонарушения очевидны, но в то же самое время главный блюститель антимонопольного законодательства – Управление Федеральной антимонопольной службы – хранит молчание. Может быть, в УФАС тоже поступила рекомендация «закрыть глаза и не вмешиваться»?
ПАО «Архэнергосбыт» просит Прокуратуру Архангельской области провести проверку изложенных фактов и дать правовую оценку действиям должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, использующих административный ресурс и служебное положение с целью ограничения конкуренции на энергорынке. Также ПАО «Архэнергосбыт» обращается в РУ ФСБ по Архангельской области с просьбой провести проверку и дать оценку бездействию областного УФАС на предмет наличия коррупционной составляющей.
*сохранены выделения и орфография оригинала.
Пресс-служба ПАО "Архэнергосбыт"