Как перестать жить прошлым? Живите настоящим!

04.10.2017 г.

«Раньше нам приносили квитанцию на оплату, где есть строка «показания по электроэнергии», т.е. последние показания по счетчику. Плачу по счету и тут же даю показания за последний месяц. Сейчас я не имею права указывать эти показания, а должна с 23 по 25 каждого месяца передавать по телефону. Нам, старикам, это очень неудобно. Почему нельзя всё по-старому?»

Из коллективного обращения жителей
дер. Моржегоры

 

Формально реформирование Жилищно-коммунального хозяйства, как и электроэнергетики, завершено. Тем не менее нормативно-правовая база той и другой отрасли находится в состоянии непрерывной эволюции. Многие привычные формы и методы взаимоотношений потребителя с исполнителями коммунальных услуг (ИКУ) и поставщиками коммунальных ресурсов ушли в прошлое в 2011 году – после выхода 6 мая в свет Постановления Правительства РФ №354, утвердившего новые «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Rel _4999

Подпункт «в» пункта 34 «Правил…» возлагал абсолютно на всех проживающих в Российской Федерациипотребителей коммунальных услуг, обязанность ежемесячно снимать показания индивидуального прибора учета в период с 23 по 25 число каждого месяца и не позднее 26 числа текущего месяца передавать их непосредственно ИКУ или уполномоченному лицу. Устанавливая жесткие временные рамки, законодатель предусмотрел право потребителя на применение различных способов удаленной передачи данных (телефон, сеть Интернет и т.п.), но при этом не учел, что в 2012-2013 годах далеко еще не во все уголки России пришла мобильная телефонная связь и широкополосный доступ в Интернет. С учетом этого обстоятельства, подпункт «в» пункта 34 «Правил предоставления коммунальных услуг…» был признан недействующим. При этом Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», отменившее трудноисполнимый подпункт, не содержит норм, запрещающих исполнителю коммунальных услуг или уполномоченному лицу требовать передачу показаний в те же самые сроки - с 23 по 25 число. Согласно позиции апелляционной инстанции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19.03.2013г. № АПЛ 13-82, включение в договор об оказании коммунальных услуг потребителю условия, которое прямо не предусмотрено законом, но и не противоречит ему, возможно по соглашению сторон в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса РФ.

Отсутствие непосредственно в постановлении №344 жестких сроков передачи данных не подразумевает анархии и самоуправства потребителей. Согласно постановлению, сроки передачи показаний индивидуальных приборов учета потребителям необходимо согласовывать либо с исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, если речь идет о многоквартирном доме), либо с энергосбытовой компанией (если дом индивидуальный). Доминирующим фактором в процессе этого согласования является специфика работы конкретных ИКУ, ГП и ЭСК, а также законы и подзаконные акты, регламентирующие работу этих организаций.

Кроме того, каждый потребитель электроэнергии согласно вышеупомянутым «Правилам предоставления коммунальных услуг…» связан с энергосбытовой организацией так называемым публичным договором энергоснабжения. Согласно обновленной в свете постановления №344 редакции «Правил…», потребитель обязан «к.1) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг».

Согласно условиям договора, предлагаемого Архангельской сбытовой компанией неограниченному кругу лиц, сроки съема показаний остаются неизменными: с 23-го по 25-е число текущего месяца.

Почему ПАО «Архэнергосбыт» не предлагает иные числа? Однозначный ответ кроется в тех же нормативных документах. Так, пункт 31 «Правил…» накладывает на исполнителя коммунальных услуг обязанность «е) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца».

В Архангельской области снимают и передают Гарантирующему поставщику показания общедомовых приборов учета сетевые организации, что предусмотрено главой X «Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках» Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»). Сетевые организации обязаны руководствоваться сроками, которые установлены вышеупомянутым пунктом 31 «Правил…». Соответственно, для точного расчета объемов общедомового электропотребления необходимо использовать показания индивидуальных приборов учета, которые сняты в то же самое время – в период с 23-го по 25-е число текущего месяца (идеальный вариант - секунда в секунду).

В секторе индивидуальной жилой застройки расчет ОДП не производится за отсутствием такового. Но по общему правилу исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю платежные документы (квитанции) на оплату коммунальных услуг не позднее первого числа месяца, следующего за расчетным периодом (месяцем, за который вносятся коммунальные платежи), а потребитель обязан оплатить коммунальные услуги не позднее 10-го числа того же месяца (части 1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, пункты 65 - 67 «Правил…»). Технические возможности программно-аппаратного комплекса ПАО «Архэнергосбыт» позволяют в полном объеме произвести расчеты и осуществить печать расчетно-платежных документов (квитанций) до первого числа при единственном условии – если полный объем показаний будет собран до истечения 25 числа, а утром 26-го начнется формирование счетов. И с этим обстоятельством нужно считаться!

«Раньше нам приносили квитанцию на оплату, где есть строка «показания по электроэнергии», т.е. последние показания по счетчику. Плачу по счету и тут же даю показания за последний месяц, - спрашивают читатели. - Почему нельзя всё по-старому?». Ответ напрямую проистекает из пункта 42 «Правил…»: «Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется <…> исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период». Иными словами, невозможно произвести точный расчет платежа за, например, сентябрь, если конечные показания потребитель написал на квитанции августа в период с 1 по 10 число сентября, а начальные – на квитанции июля в период с 1 по 10 число августа. Очевидно, что это будут показания не за расчетный, а за предшествующий период,что законом запрещено.

Сегодня в Виноградовском районе нет технических преград, чтобы показания приборов учета передавать в сбытовую компанию точно в оговоренные сроки. В деревне Моржегоры, по имеющейся информации, установлен вандалоустойчивый таксофон ПАО «Ростелеком». Находится деревня в зоне покрытия радиосигналом всех операторов мобильной связи, присутствующих в регионе. В этом году в Виноградовском районе стала доступна сеть LTE на частоте 1800 МГц – теперь сотни жителей Моржегор объединены в 5 групп в социальной сети «ВКонтакте»; есть группы на ресурсах «Одноклассники» и «Фейсбук».

Наиболее простой и удобный способ передачи показаний – это сайт нашей компании www.arsk.ru. Для передачи показаний потребителю достаточно знать номер своего лицевого счёта. Также для передачи показаний абонент может воспользоваться устройством, позволяющим передавать короткие текстовые сообщения (SMS). Стоимость СМС-сообщения определяется в соответствии с тарифами операторов сотовой связи. Для этого вам необходимо отправить сообщение на номер +7(903)76-76-800.

Формат смс: ZZZZZZZZZ DDDDDD NNNNNN

Описание формата: 

  • ZZZZZZZZZ - номер лицевого счёта (указан на квитанции),
  • DDDDDD - показание день,
  • NNNNNN - показание ночь (при наличии) 

Пример: 

  • для однотарифного счетчика 081000000 000000
  • для двухтарифного счетчика 081000000 000000 000000 

Для абонентов Виноградовского отделения ПАО «Архэнергосбыт» задействовано два канала аналоговой телефонной связи:

8 (81831) 2-27-55, 2-26-73.

Часы приема показаний: понедельник, вторник – с 8-30 до 17-00

среда, четверг, пятница – с 8-30 до 16-30,
перерыв на обед 12-30 до 13-30

Пресс-служба ПАО «Архэнергосбыт»,
Фото: https://images.netpeak.net