Предприятия водоснабжения и водоотведения Верхнетоемского района «отвели» из энергосферы Архангельской области более двух миллионов рублей
Ситуация с задолженностью за потребленные энергоресурсы у предприятий жилищно-коммунального комплекса почти во всех муниципальных образованиях Архангельской области одинакова. Муниципальные власти сдают предприятия ЖКХ в аренду сомнительным коммерческим структурам, зачастую негласно связанным с чиновниками администраций…
В период отопительного сезона такие организации, имея статус «неотключаемых потребителей», получают от гарантирующего поставщика электроэнергию и мощность, не оплачивая ни то, ни другое. Затем, сформировав внушительную задолженность, «неотключаемые потребители» уходят от ответственности с помощью процедуры банкротства. Так как своего имущества эти предприятия не имеют, арендуя объекты у муниципальных администраций, ПАО «Архэнергосбыт» не имеет возможности истребовать с них задолженность даже при наличии вступивших в силу решений судов по причине отсутствия у таких предприятий имущества и денежных средств для удовлетворения требований кредитора. После ликвидации предприятия-должника его задолженность списывается и через некоторое время включаются в тариф (то есть оплачивается в дальнейшем добросовестными потребителями). На месте старых компаний «с нуля» создаются новые с измененным названием, подчас – с теми же собственниками и руководителями, но ситуация остается прежней - долги возникают и растут, как снежный ком.
Согласно статьям 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения надлежащего качества относится к кругу вопросов местного значения, за решение которых отвечает исключительно администрация МО и её глава. Отвечает он и за выбор экплуатанта для муниципального имущества, и за результаты хозяйственной деятельности этого эксплуатанта. Впрочем, местная власть и без постоянной оглядки на закон должна быть заинтересована в том, чтобы предприятия, снабжающие население и организации бюджетной сферы теплом и водой (т.е. осуществляющие важные социальные функции), работали стабильно.
Показательным примером профанации упомянутого выше федерального закона является ситуация в МО «Двинское» Верхнетоемского района. С 2011 года по настоящее время на территории поселения прошел целый парад компаний, оказывающих населению услуги водоснабжения и водоотведения: год за годом семь разных компаний сменяли одна другую. Объекты передавались муниципальной администрацией в аренду от предприятия к предприятию; долги за поставленную и использованную электроэнергию оставались на отстраненных от дел предприятиях, которые, как правило, банкротились…
Администрацией МО «Двинское» уже много лет бессменно руководит Владимир Баскаков, и с его согласования происходит чехарда местных «Водоканалов». ООО «Двинское ВКХ», ООО «Корниловское ВКХ», ООО «Двинской Водоканал», ООО «Водоканал Сервис», ООО «Водоканал», ООО «Водоканал 15» в совокупности лишили энергосистему Архангельской области 2,3 миллионов рублей, из которых 1,2 миллиона легли на плечи добросовестных потребителей. Небольшие долги небольших предприятий даже в масштабах одного сельского поселения превращаются в миллионы рублей, которые в масштабах региона сливаются в сотни миллионов и миллиарды.
С 1 мая 2017 года предшественников сменила новая организация - ООО «Водоканал Свага». Остается надеяться, что предприятие задержится на длительный срок и ситуация не повторится: распоряжением Правительства Архангельской области от 02.02.2016 № 25-рп утвержден перечень имущества, передаваемого от МО «Двинское» в собственность МО «Верхнетоемский муниципальный район», и в соответствии с этим документом концессионное соглашение на объекты водоснабжения и водоотведения в Двинском было заключено между ООО «Водоканал Свага» и районной администрацией, которая зарекомендовала себя как добросовестного плательщика за энергоресурсы.
При этом гарантирующий поставщик обязан вовремя исполнить все свои платежные обязательства на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ). Правила на ОРЭМ строгие, сроки расчетов - до предела жесткие. При недосборе платежей с абонентов Архэнергосбыт вынужден либо привлекать кредитные ресурсы (затраты на обслуживание кредитов также лягут на конечных потребителей), либо жертвовать собственной инвестиционной программой, конечная цель которой – повышение уровня клиентского сервиса, либо задерживать расчеты с организациями электросетевого комплекса, что также чревато снижением надежности электроснабжения потребителей электроэнергии.
Практика непрекращающейся регистрации-ликвидации всевозможных «Водоканалов…» в МО «Двинское» не только аморальна (за чужое головотяпство отвечают рублем все жители региона); она вплотную граничит с криминалом – уголовную ответственность за искусственное (фиктивное) банкротство хозяйствующих субъектов пока еще никто не отменял (УК РФ, Статья 197. Фиктивное банкротство). Ведь для каждого из «Водоканалов…», создаваемых в МО «Двинское», Агентство по тарифам и ценам (АТЦ) Архангельской области устанавливает экономически обоснованные тарифы. Объективных предпосылок для неплатежеспособности нет как факта. По мнению юристов ПАО «Архэнергосбыт», ситуацию в Двинском давно уже пора взять под контроль профильным ведомствам областного правительства. А еще лучше – Прокуратуре Архангельской области.
Пресс-служба ПАО «Архэнергосбыт»