Совмещение несовместимого

22.09.2017 г.

Происходящее в Вельске жестоко добивает последнюю надежду Анатолия Чубайса на то, что «рынок сам себя обустроит». Местный бюджет пуст, крупнейшее предприятие ЖКХ утратило производственную базу и не вошло в осенне-зимний период, долги перед энергетиками исчисляются миллионами…

ООО «Энерго-М» оказывало услуги теплоснабжения населению города Вельска. Иметь под контролем все котельные районного центра и при этом не иметь денег невозможно в принципе.

Все исполнители коммунальных услуг и поставщики коммунальных ресурсов в регионе работают по тарифам, в индивидуальном порядке установленным для каждого из них Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (АТЦ). ООО «Энерго-М» - не исключение. Предприятие обосновывает объем необходимой валовой выручки (НВВ), которая необходима ему для успешного функционирования в условиях полного хозяйственного расчета, а орган государственного регулирования рассчитывает и утверждает тариф, который в течение периода регулирования обеспечит предприятию полный объем НВВ. Если АТЦ в интересах населения устанавливает тариф, который 100% необходимой выручки обеспечить не может, предприятию назначаются субсидии из областного бюджета (так называемые ΔT и ΔW). Надо воздать должное Правительству Архангельской области: за последнее десятилетие еще не было случая, чтобы хоть одно предприятие ЖКХ причитающуюся субсидию не получило. Самое же главное, что объем денежных средств, требуемых на оплату электрической энергии для котельных, насосных станций и всей сопутствующей инфраструктуры, всегда закладывается в НВВ в полном объеме. Цифры для расчетов извлекаются из детального анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в предшествующий период регулирования. АТЦ может урезать любые расходы предприятия, но только не электроэнергию!

Так почему же у предприятий ЖКХ в условиях государственного тарифного регулирования возникает задолженность на энергорынке?

Объяснений у этого экономического феномена может быть два:
1) безграмотный менеджмент (либо руководство предприятия не способно точно рассчитать и обосновать НВВ; любо не способно организовать сбор денежных средств с конечных потребителей, либо не способно делать ни то, ни другое);
2)злонамеренная неоплата счетов гарантирующего поставщика электроэнергии с целью нецелевого использования данных денежных средств. В отличие от бюджетной сферы, такое деяние в частном бизнесе, к сожалению, не является уголовно-наказуемым. 

Задолженность Энерго-М за потребленную электроэнергию составляет 1063,3 тыс. рублей. Накопление шло медленно, но верно. Сотни тысяч сливались в цифру с шестью нулями:

- март 2017 года - 253,7 тыс. рублей;

- апрель 2017 года - 418,2 тыс. рублей;

- май 2017 года - 391,3 тыс. рублей.

Кроме того, не предпринимались действия для погашения задолженности по заключенным соглашениям об уступке требования к муниципальным бюджетным учреждениям на сумму 640,6 тыс. рублей; забылись и другие договоренности, ранее достигнутые с гарантирующим поставщиком.

Задолженность за март и апрель 2017 взыскана решением Арбитражного суда Архангельской области. В отношении задолженности, возникшей в мае, ведется претензионно-исковая работа. Перспективы же погашения оставшейся задолженности, увы, до сих пор не определены.

В настоящее время муниципальное образование расторгло договор аренды объектов теплоснабжения, заключенный с незадачливой фирмой - в отопительный сезон 2017/2018 гг. Энерго-М не вошло. Договор с ПАО «Архэнергосбыт» также расторгнут. Такое положение дел на предприятии ЖКХ - есть долги, но нет производственной базы – явное предзнаменование либо грядущей самоликвидации, либо принудительного банкротства. Иных вариантов развития событий в истории Вельского района не зафиксировано.

***

Задолженность бюджетных учреждений МО «Вельский муниципальный район» по обязательствам в соответствии с заключенными соглашениями об уступке требования* составляет 7,237 млн. рублей.

Вопрос о погашении всей существующей задолженности путем оформления соглашений об уступке требования неоднократно ставился Вельским МРО на повестку дня, но так и остался нерешенным. Ранее предоставленный график с окончательным сроком платежей в декабре 2017 года имеет один существенный изъян – он не предусматривает оплату по соглашениям, заключенным после 20 июня текущего года.

По состоянию на 19 сентября 2017 задолженность бюджетных учреждений МО «Вельский муниципальный район» составляет 3,4 млн. рублей, в том числе задолженность учреждений, финансируемых за счет районного бюджета - 2,0 млн. рублей, за счет средств бюджетов поселений – 1,4 млн. рублей.

В начале минувшей зимы заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович утвердил план, направленный на выполнение перечня поручений Президента России от 1 июля 2016 года №Пр-1273, согласно которому к 2018 году в Архангельской области должна быть ликвидирована просроченная (свыше 90 дней) задолженность хозяйствующих субъектов за электрическую энергию. В Вельске, судя по всему, план Дворковича выполняется с точностью «до наоборот». Возможно, что и в сентябре 2017 года бюджетные учреждения МО «Вельский муниципальный район» не смогут исполнить обязательства по оплате 40% промежуточных счетов текущего месяца по причине отсутствия финансирования. Задолженность бюджетной сферы на энергорынке увеличится на сумму порядка одного миллиона рублей.

Пресс-служба ПАО «Архэнергосбыт»

*В соответствии с такими соглашениями задолженность бюджетных учреждений перед предприятиями ЖКХ передается предприятиями ЖКХ гарантирующему поставщику в счет оплаты потребленной электроэнергии
(ГК РФ 3. Уступка требования (цессия)).