Кто оплатит долги коммунальщиков?

29.09.2017 г.

«Вы пишете, что «…если ООО <Соловки Электросбыт> будет признано банкротом, долги за электроэнергию, скорее всего, будут включены в тарифы для добросовестных потребителей. Это, в смысле, как? То есть, добропорядочным гражданам теперь придется выплачивать долги каких-то проходимцев?»
(Из письма жителей г. Няндома в редакцию газеты «Авангард») 

***

На вопрос читателей ПАО «Архэнергосбыт» дает следующий ответ:

Теоретически у предприятий, эксплуатирующих муниципальные объекты малой энергетики (котельные), водоснабжения, канализации и т.п. задолженности за электроэнергию не должно возникать в принципе. Все исполнители коммунальных услуг и поставщики коммунальных ресурсов в регионе работают по тарифам, установленным для каждого из них Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (АТЦ). ООО «Соловки Электросбыт», которое осуществляло теплоснабжение МО «Няндомское» в минувшем сезоне - не исключение. Тарифы для этой коммерческой структуры также устанавливало АТЦ – уполномоченный орган государственного регулирования. Тем не менее, 27 июля 2017 года Арбитражный суд Архангельской области вынес определение по делу № А05-3415/2017: «Ввести в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соловки Электросбыт» процедуру банкротства наблюдение. Утвердить временным управляющим арбитражного управляющего <…>. С даты вынесения настоящего определения наступают последствия и действуют ограничения, установленные статьями 63, 64 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-Ф «О несостоятельности (банкротстве)».

Max _web

В общих чертах процесс тарифообразования достаточно прост. Предприятие обосновывает объем необходимой валовой выручки (НВВ), которая требуется ему для работы в условиях полного хозяйственного расчета, а орган государственного регулирования осуществляет в свою очередь расчет тарифа, который в течение периода регулирования обеспечит предприятию полный объем НВВ. В ряде случаев (если, например, экономически обоснованный тариф окажется неприемлемо высоким для населения) предприятию устанавливается тариф, который 100% НВВ обеспечить не может. Плановые убытки в это случае компенсируются субсидиями из областного бюджета (т.н. ΔT и ΔW). Надо воздать должное Правительству Архангельской области: за последнее десятилетие еще не было случая, чтобы хоть один ЖКХ не получило назначенную субсидию. Самое же главное, что объем денежных средств, требуемых на оплату электрической энергии для котельных, насосных станций и всей сопутствующей инфраструктуры, закладывается в НВВ в полном объеме. Цифры для расчетов извлекаются из детального анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в предшествующий период регулирования.

Так почему же у предприятий ЖКХ в условиях государственного тарифного регулирования возникает задолженность на энергорынке?

Объяснений у этого экономического феномена может быть два:

1)     безграмотный менеджмент (либо руководство предприятия не способно точно рассчитать и обосновать НВВ; либо не способно организовать сбор денежных средств с конечных потребителей, либо не способно делать ни то, ни другое);

2)     злонамеренная неоплата счетов гарантирующего поставщика электроэнергии с целью нецелевого использования данных денежных средств. В отличие от бюджетной сферы, данное деяние в частном бизнесе не является уголовно-наказуемым деянием.

 

Любая энергокомпания современной электроэнергетической отрасли работает в условиях полного хозрасчета, выплачивая государству все существующие налоги, но не получая из бюджета ни дотаций, ни субвенций. Какие существуют источники покрытия убытков, возникающих из-за текущих неплатежей или банкротства конечных потребителей? В соответствии с пп «г» главы III Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков (утверждены Приказом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России, ныне присоединено к УФАС) от 30 октября 2012 г. №703-э, https://rg.ru/2012/12/05/tarify-dok.html ), в тариф текущего периода регулирования включаются «расходы по списанию задолженности, признанной безнадежной к взысканию в период регулирования, предшествующий расчетному периоду регулирования» (http://government.ru/docs/all/82552/?page=55). Речь в первую очередь идет о задолженности предприятий-банкротов.

Помимо полной суммы безнадежной задолженности в тариф следующего периода регулирования также включаются «расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (населения) электрической энергии (мощности)» (http://government.ru/docs/all/82552/?page=55 ). Кредитные средств, которые привлекались на покрытие кассовых разрывов, вызванных в том числе неплатежами «Соловков…», также уже успели обрасти банковскими процентами.

Все вышеприведенные нормы корреспондируют с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. №35-ФЗ «Об электроэнергетике», с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», а также в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. №442. Закон «Об электроэнергетике» является законом прямого действия, а созданные на его основе подзаконные акты – правовые нормы императивного характера, подлежащие на местах исполнению без обжалования.

Правда, законодатель предусмотрел и альтернативные варианты, которые формально могут освободить добросовестных потребителей от ответственности за банкротов. Четвертого февраля текущего года председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Постановление №139 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов». В частности, этим постановлением установлены критерии, при соответствии которым у потребителей энергоресурсов возникает обязанность предоставлять обеспечение исполнения обязательств по их оплате.

Постановление подготовлено Минэнерго России в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2015 года №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платёжной дисциплины потребителей энергетических ресурсов». Федеральным законом №307-ФЗ предусмотрено внедрение системы гарантий оплаты энергетических ресурсов. Подписанным постановлением определяются:

- критерии, при соответствии которым у потребителей энергоресурсов возникает обязанность предоставлять обеспечение исполнения обязательств (далее – обеспечение) по их оплате;

- порядок определения поставщиком энергоресурсов потребителей, соответствующих таким критериям, сроки и порядок уведомления таких потребителей о необходимости предоставления обеспечения;

- порядок формирования и ведения высшим должностным лицом субъекта Федерации (у нас – губернатором Архангельской области) перечня потребителей в регионе, в отношении которых установлена обязанность предоставления обеспечения.

К сожалению, несмотря на огромную разъяснительную работу, проведенную ПАО «Архэнергосбыт», ни один из «неотключаемых» потребителей ни банковских, ни муниципальных гарантий оплаты электроэнергии до сих пор не представил.

Кстати, задолго до выхода в свет постановления №139 любое муниципальное образование имело право выступать гарантом (поручителем) в отношении коммунальных предприятий, которым отдаются в эксплуатацию муниципальные объекты коммунальной инфраструктуры. Процесс предоставления муниципальных гарантий описан в статье 115.2. «Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий» Бюджетного кодекса РФ (введена Федеральным законом от 26.04.2007 №63-ФЗ). За истекшие десять лет ни разу таких гарантий не предоставляли ни администрация собственно МО «Няндомское», ни МО «Няндомский муниципальный район». Именно муниципальные образования отвечают за обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами и нанимают эксплуатантов для муниципальных объектов. Так, может быть, читателям свои вопросы адресовать туда?

Пресс-служба ПАО «Архэнергосбыт»